Пятница, 19.04.2024, 01:22
Приветствую Вас Гость | RSS

МОБУ СОШ №1 с. Архангельское

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


09:43
Способы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности

Педагоги МОБУ СОШ №1 с.Архангельское с 2021 года занимаются инновационной деятельностью по направлению читательской грамотности. Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В современном мире, когда человек буквально окутан паутиной текстов, это умение становится необходимым.

В первый год работы инновационной площадки большое внимание уделялось повышению квалификации педагогов: учителя проходили курсы повышения квалификации в соответствии с темой инновации, участвовали в различных ВКС, всероссийском марафоне функциональной грамотности. А теперь учителя русского языка и литературы пригласили своих коллег из других школ района, чтобы поделиться накопленным опытом. Заместитель директора по УВР Лапина Е.С. рассказала о об основных направлениях работы над развитием читательской грамотности: работа с текстами разных авторов и стилей на уроках русского языка и литературы, применение разных видов чтения при изучении предметов учебного плана, реализация курсов внеурочной деятельности «Читательская грамотность» во 2-9 классах и «Текстоведение» в 10-11 классах, участие в творческих конкурсах, проектная деятельность, выполнение заданий в РЭШ, внеклассные мероприятия.
Самый молодой филолог школы Шалькова Е.М. показала, как систематизировать знания по теме «Имя прилагательное» в 6 классе. Взяв за основу один текст, она акцентировала внимание на роли прилагательных в тексте, продемонстрировала приём перевода информации из несплошного текста (схемы, опорного конспекта) в сплошной при повторении правил, попросила детей создать синквейн на заключительном этапе урока.
Лапина Е.С. поделилась с коллегами приёмами подготовки 9-классников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Чтобы объяснить смысл данной в задании фразы, нужно внимательно прочитать и понять весь текст. Ученики буквально вели диалог с текстом Лидии Чарской о переживаниях девочки, получившей единицу за невыученный урок. Проникая в его смысловые глубины, интерпретируя отдельные эпизоды, ребята смогли понять внутренний мир героини и объяснить финальное предложение текста: «В душе не оставалось ни одного светлого пятнышка, точно в ней твёрдо и прочно поселилась тёмная, злая, ненастная осенняя ночь». Они признались, что в их жизни тоже были «тёмные» моменты и пришли к выводу, что душа каждого человека покрыта синяками. Обращаясь к внутреннему миру героев, дети учатся лучше разбираться в себе.
Вязовцева С.А. на уроке родного языка в 10 классе показала основные виды работы над текстом по развитию читательской грамотности. В начале урока учащиеся привели высказывания о пользе чтения и аргументировали их своей точкой зрения. Затем вспомнили всё, что знают о тексте, и пришли к выводу, что жизнь без текстов невозможна. Большую часть урока проводилась групповая работа: десятиклассники работали по притче О.М.Безымянной «Орёл и воробьи», анализировали главных героев и их жизненную позицию, выделяли микротемы текста, комментировали композицию притчи. В конце урока ребята пришли к выводу, что проблема, поставленная в тексте, очень важна. В чём смысл жизни человека? Какие важные задачи должен решить человек в жизни? Именно об этом рассуждали ребята на уроке. Домашнее задание соответствовало всему ходу урока: написать сочинение «В жизни по-разному можно жить…»
Митрофанова О.А. провела в 11 классе урок русского языка на тему: «Язык-богатство народа». Цель данного мероприятия -формирование у обучающихся бережного отношения к богатству родного языка. Для анализа учащимся был предложен текст о культуре языка. Задания к тексту сформулированы на основе КИМ ЕГЭ. В течение урока учениками было выполнено несколько видов заданий: поиск и анализ средств выразительности, составление синквейна, решение заданий ЕГЭ.  В завершении урока вниманию учащимся был представлен видеоролик о силе слова, об умении контролировать речевое поведение. Ребята на уроке работали активно, с интересом, давали полные ответы, приводили примеры, доказывающие правильность рассуждений.Урок получился плодотворным и интересным.
Бочкарёва А.В. провела внеурочное занятие «Они сражались за Родину» в форме музейного урока, он был подготовлен на материале школьного исторического музея. Особую атмосферу создавала сама обстановка, когда со стен глядят герои Гражданской и Великой Отечественной войны. Учащиеся 7а класса поработали с архивными материалами и подготовили сообщения об односельчанах – участниках Гражданской войны, кратко рассказали об учителях Архангельской средней школы – участниках Великой Отечественной войны, о Героях Советского Союза – выпускниках школы. В программе прозвучали наизусть стихотворения русских, советских поэтов, а также стихотворения выпускника нашей школы Бориса Янсона о Гражданской, Великой Отечественной, Афганской войнах.

В районном семинаре филологов приняла участие и научный руководитель инновационной площадки Искужина Н. Г., доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного образования ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан.Наиля Гайфулловна поделилась своими мыслями о важности инновационной деятельности и об актуальности темы читательской грамотности, посетила уроки, а также провела мастер-класс для учеников 9 классов, выбравших ОГЭ по обществознанию.

Являясь заместителем председателя РПК ОГЭ по обществознанию, она ежегодно анализирует, с какими трудностями сталкиваются выпускники основной школы республики на экзамене по данному предмету. Наиля Гайфулловна разобрала с учащимися самые «проблемные» задания, для успешного выполнения которых нужно уметь правильно понимать и интерпретировать информацию, давать точные, развёрнутые ответы. И здесь как раз огромную роль играет читательская грамотность.
Семинар был проведён на высоком уровне, оказался насыщенным и плодотворным.

 

Просмотров: 82 | Добавил: arhsch1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz